Ученые «разбудили» человека, пролежавшего в коме 15 лет

Ученые «разбудили» человека, пролежавшего в коме 15 лет

С помощью стимуляции блуждающего нерва ученые вернули к жизни человека, пролежавшего 15 лет в коме после тяжелой черепно-мозговой травмы, рассказывает статья, опубликованная в журнале Current Biology.

«Стимулируя блуждающий нерв, нам удалось показать, что мы можем улучшить состояние пациента и вернуть его в «наш мир» уже тогда, когда кажется, что все потеряно. Мозг сохраняет способность формировать новые связи и чинить себя даже в столь критической ситуации«, — сообщила Анжела Серигу (Angela Serigu) из Института когнитивных наук в Лионе (Франция).

В одной из клиник Лиона Серигу с коллегами работали с пациентом, пережившим автокатастрофу в возрасте 20 лет и находившимся после этого в коме 15 лет. Подобно многим другим людям, пребывающим в таком же состоянии, он не мог выйти из комы из-за повреждения особых участков в мозге, связывающих его нижние отделы, управляющие жизнедеятельностью, с корой и другими частями нервной системы, отвечающими за работу разума.

Все эти части мозга, как рассказывают исследователи, связывает между собой так называемый блуждающий нерв – одна из самых длинных и сложных связок нейронов в теле человека, соединяющая десятки отдельных органов с мозгом. Эту связь, как предположили ученые, можно использовать для стимуляции «изолированных» частей нервной системы в мозге коматозных пациентов и формирования новых связей между ними.

Взяв на вооружение эту идею, ученые установили в брюшной полости пациента особый электростимулятор, который был подключен к одному из окончаний блуждающего нерва и постоянно посылал в него особые наборы импульсов, частота и мощность которых менялась со временем.

По словам Серигу, результаты их эксперимента намного превзошли относительно пессимистичные ожидания ученых. Мужчина вышел из комы и начал реагировать на слова и действия окружающих и исполнять простые команды сиделок и родственников. В частности, он заново приобрел способность следить за предметами глазами, научился двигать шеей и перестал засыпать, когда сиделка или его мать читали ему книгу. Кроме того, мужчина начал реагировать на резкие движения и проявлять другие реакции, которые не характерны для людей в коме.

Пациент, которого привели в чувство после 15 лет комы, умер ~ Новости СШАAlla DumeshЛюдмила Тимофеева Авторы недавних комментариев